Бизнес-модель - компактно-упрощённое представление бизнеса для целостного восприятия и анализа системы взаимосвязанных бизнес-процессов организации;
- выражает суть системы, и отвечает на ключевые вопросы: "что?", "как?", "для кого?", "с кем?" и т.д.
- логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет и приобретает стоимость — экономическую, социальную и т.д.
На практике термин бизнес-модель употребляется в спектре формальных и неформальных определений, для передачи основных аспектов бизнеса, включая цель, продуктовый ряд, стратегию, инфраструктуру, организационную структуру, способы продаж, операционные процессы и политики.
Бизнес-модель разрабатывается и внедряется, но не остаётся неизменной, т.к. меняется под влиянием различных внутренних факторов и внешней среды в течение жизненного цикла организации.
Процесс разработки бизнес-модели является частью стратегии бизнеса.
Создание бизнес-модели позволяет:
- восприняв систему в целом, увидеть основные элементы и взаимозависимости, существующие противоречия, а также рассмотреть альтернативные методы деятельности и проанализировать последствия их применения,
- прояснить то, что обычно незаметно из-за привычности и найти пути повышения эффективности функционирования организации.
В общем виде бизнес-модель описывает три фактора: фактор пользы или выгоды для клиентов, фактор стоимости деятельности бизнес-системы и фактор прибыли, т.е. способа зарабатывания денег:
Инфраструктура
- Ключевые активности: Список активностей, необходимых для реализации бизнес-модели компании.
- Ключевые ресурсы: Список ресурсов, необходимых, чтобы создать ценность для потребителя.
- Партнерская сеть: Сотрудничество с другими компаниями, дополняющее другие аспекты бизнес-модели.
Предложение
- Предлагаемая потребителю ценность: Перечень продуктов и сервисов, предлагаемых потребителям.
Потребители
- Сегменты потребителей: Перечень целевых аудиторий для продуктов и сервисов компании.
- Каналы: Способы и средства, используемые компанией для доставки продуктов и сервисов потребителям. Состоит из маркетинговой и дистрибуционной стратегии компании.
- Взаимоотношения с потребителями: Список связей и отношений, созданных компанией с различными сегментами потребителей. Описание процесса управления отношениями с потребителем.
Финансы
- Структура затрат: Затраты компании, которые она несёт, следуя бизнес-модели.
- Источники доходов: Способ, которым компания зарабатывает деньги, используя различные потоки доходов. Доход компании.
|